Рыцарь острова Пасхи. | 14:13 | Новая загадка острова превосходит любую его тайну и может найти объяснение разве лишь в ряду самых поразительных явлений, о которых пока молчит. В конце восьмидесятых годов произошло невероятное. Австралийская экспедиция на острове Пасхи обнаружила при раскопках останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Эти раскопки велись в небольшом болоте. Благодаря консервирующим свойствам торфа, всадник и конь хорошо сохранились. Судя по доспехам, всадник был членом Ливонского ордена (XIII-XVI вв.), а в его кошельке были обнаружены три золотых венгерских дуката чеканки 1326 г.! Профессор Р.Майерс, руководивший экспедицией, и другие ученые оказались в тупике. Никаких убедительных аргументов, объясняющих факт появления на о.Пасхи члена Ливонского ордена, нет до сих пор. Попытаемся проанализировать это событие. Ливонский орден был основан в 1237 году из распавшегося ордена меченосцев. Пасполагался в Восточной Прибалтике, где вместе с Тевтонским орденом владел огромными территориями от Вислы до Нарвы. Официально власть над орденом принадлежала папе римскому и германскому императору. Рыцари ордена вели постоянную борьбу за расширение своих владений. На востоке они были остановлены Александром Невским в 1242 году. На юге они вели постоянные войны с переменным успехом с Польско-Литовским государством, потерпели поражение лишь к 1525 году. Тогда же Ливонский орден прекратил свое существование. Что касается монет, обнаруженных в кошельке рыцаря, то они являются важным свидетельством. При археологических раскопках принято датировать те или иные остатки материальной культуры именно по монетам, а вернее - по младшей монете, если таких было несколько. У рыцаря находились дукаты венгерской чеканки 1326 года. Позже эти золотые монеты весом 3,5 грамма активно участвовали в денежном обращении Польши и Литвы, где своих золотых монет не было. К тому же в 1370-1382 гг. при короле Людовике существовало единое Венгерско-Польское государство, где наблюдалось активное взаимопроникновение монет в денежные системы друг друга. При постоянных соприкосновениях ордена с Польшей и Литвой нет ничего удивительного в том, что эти монеты оказались у рыцаря. Таким образом, мы можем датировать останки рыцаря 1326 годом или чуть позже. Каким образом человек первой половины XIV века из Европы попал в южную часть Тихого океана? Очевидно, морским. Рассмотрим этот аспект. Открытие Х.Колумбом Америки состоялось в 1492 году. Испанские колонизаторы закрепились, а также вышли на берега Тихого океана в первой половине XVI века. Образ жизни средневекового рыцаря позволял ему путешествовать по всей Европе, участвовать в крестовых походах, но до открытия Америки оставалось более 150 лет, так что вместе с испанцами или португальцами он там оказаться не мог. Раньше Колумба в Америке побывали викинги - предки нынешних датчан, шведов и норвежцев, но в северной ее части, а не южной, не говоря уже о Тихом океане. Все их плавания осуществлялись через Северную Атлантику. На побережье Северной Америки обнаружены их поселения, а Гренландия до сих пор принадлежит Дании. Но активная колонизация североамериканского континента осуществлялась ими раньше интересующего нас времени, и к началу образования Ливонского ордена сошла на нет. Так что и с норманнами наш рыцарь в Америку, пусть даже Северную, попасть не мог. Версия о случайно попавшем в бурю европейском корабле в XIV в. и занесенном на о.Пасхи тоже не выдерживает критики. Хотя в то время и существовали корабли, способные пересечь океан, без тщательной подготовки и запасов продуктов, случайно застигнутые штормом люди, а тем более лошади, были неминуемо обречены на гибель. Немного о самом острове. Он располагается в южной части Тихого океана на расстоянии 4000 км от берегов Южной Америки и 3000 км от ближайшего населенного острова Таити. Размеры его невелики: 22 х 11 км. Открыт он был 6 апреля 1622 года голландцем Я.Роггевеном, который возглавлял эскадру из трех кораблей, отправившихся из Южной Америки в поисках богатой рабами и драгоценностями загадочной Южной земли - «Терра аустралис инкогнита». День открытия ранее неведомого острова пришелся на Пасху, чему он и обязан теперь своим названием. Путешественников поразил состав населения острова - чернокожие, краснокожие и белые туземцы, а также огромные каменные статуи своеобразного вида, во множестве возвышавшиеся на берегах острова. В 1770-м на остров прибыли испанцы под командой дона Фелипе Гонсалеса и присоединили его к испанским владениям. Затем в 1774 году у его берегов побывал Джеймс Кук, а в 1786-м - Ш.Ф.Лаперуз, в 1804-м - Ю.Ф.Лисянский и в 1816-м - О.Е.Коцебу. Дальнейшая история населения острова печальна - вывоз их на материк в качестве рабов, христианизация оставшихся и как следствие - сокращение численности населения и упадок исконной культуры аборигенов. Научное исследование острова началось в 1914-1915 гг. англичанами, потом французами, бельгийцами, чилийцами, чехами, русскими и американцами. Дважды, в 1955 и 1986-1987 годах в его изучении принимал участие норвежец Тур Хейердал. Такое пристальное внимание к острову ученых всего мира было вызвано наличием на очень отдаленном острове в Тихом океане культуры как полинезийского, так и материкового, перуанского характера, неизвестно каким способом оказавшейся на затерянном в океане клочке земли. Как уже отмечалось выше, вся энергия ученых была направлена на изучение культурных связей материков с островом, изучение этнического состава населения и его происхождения, культов и религии, древних статуй и способов их изготовления, транспортировки и установки. Первооткрыватели Америки, Колумб, а затем и испанские конкистадоры, отметили существование у местных племен культа белого человека. Индейцы воспринимали пришельцев из-за океана как богов, чем они и воспользовались, разграбив и уничтожив мощнейшие государства ацтеков, инков и других народов. На эту тему написаны пирамиды литературы, и подробно останавливаться на этом нет смысла. К этому можно добавить еще существование в Южной Америке белых дикарей, да и на острове Пасхи первые путешественники тоже видели в числе прочих и белых туземцев. Но при тщательном изучении индейских легенд и мифов, сопоставлении их с археологическими и другими данными ученые пришли к выводу, что это пришествие белых людей, если оно и было, произошло как минимум две тысячи лет назад, а то и более того. И здесь наш ливонец не вписывается в хронологию событий. Исследователи установили три периода в истории острова. Приблизительно с IV века н.э. до 1100 года на острове жили вытесненные врагами индейцы с территории доинкской Южной Америки. Это были солнцепоклонники. Около 1100 года сюда приплыли новые поселенцы, тоже из Южной Америки, с более развитой культурой и в целом родственные уже жившим здесь аборигенам. Они имели культ предков. Очевидно, с первой волной поселенцев попали на остров и белокожие люди. Далее, где-то в XV-XVI вв., на острове появляются смуглые полинезийцы. Мигрировали они сюда сами или были пленниками пасхальцев - неизвестно, но жили они вместе более или менее спокойно до 1680 года, когда начался период войн и смут на острове. По хронологии получается, что наш европеец мог попасть на остров во второй период заселения острова (с XI по XVI в.), но сначала он должен был попасть на побережье Перу, что само по себе невероятно. Вообще же теорий и версий происхождения пасхальцев великое множество. Это и финикийцы, добравшиеся на противоположную сторону земного шара и известные в древности искусством мореплавания и торговли. Это и потомки египтян или жителей междуречья Тигра и Евфрата. Это и уже упоминаемые нами викинги, и даже моряки исчезнувшего флота Александра Македонского. К рыцарю Ливонского ордена это уж совсем не имеет никакого отношения. По характеру останков этого воина можно сделать кое-какие выводы, а именно: он не был захоронен. До конца второго периода на острове существовали два способа погребения - трупоположение и трупосожжение. В первом случае труп клали в склеп в виде цилиндрической башни с ложным сводом или как вариант в камеру каменной платформы. Во втором - просто сжигали перед каменными истуканами. А если он не был захоронен, то, значит, погиб случайно, утонув вместе с лошадью в болоте. Местные жители этого не видели, а если бы они видели, то в их легендах несомненно присутствовал бы белый человек - пришелец, да еще и с диковинным животным - лошадью (в доколумбовой Америке лошадей не знали). Но этого не произошло. Так как же он там очутился и погиб? Судя по всему, рыцарь в полном вооружении на боевом коне очутился на острове Пасхи случайно и случайно же утонул в болоте. Что же это за случайность? Приплыть он не мог, но и не ураганом же по воздуху его занесло туда? Выше нами были исследованы все доступные возможности его появления там, но ни одна из них не пригодна для объяснения этого факта, напротив, отвергает эту самую возможность. И здесь на помощь может прийти не строгая логика научного исследования, а любознательность естествоиспытателя с широким кругозором. Следует посмотреть, а не было ли чего подобного (чтобы человек неизвестно каким способом перемещался за тысячи километров от места своего первоначального местонахождения) с другими людьми? И тут мы вступаем в сферу аномальных явлений. Оказывается, такие случаи были. И они хорошо документированы, что не позволяет сомневаться в их подлинности. В I веке н.э. император Домициан устроил суд над философом Апполинарием. Во время суда Апполинарий внезапно исчез на глазах присутствующих и появился в тот же день на расстоянии нескольких дней пути от Рима. Известны случаи внезапного перемещения людей из плена. Так, русич Евстатий, захваченный половцами, вдруг объявился в Печорском монастыре в Киеве. Он был ранен и скован цепью. Подобное путешествие через стены и большие расстояние произошло с иноком Никоном. Он тоже был в плену у половцев, которые не только неотступно стерегли его, но и во избежание побега подрезали ему сухожилия на ногах. На глазах удивленных стражников он испарился и появился в том же Печорском монастыре во время церковного песнопения. 25 октября 1593 года в Мехико появился солдат, рассказавший о том, что он только что стоял в карауле у дворца губернатора Манилы и видел, как его убили предатели. Солдату не поверили - ведь от Мехико до Филиппин ни много, ни мало, а 17 тысяч километров! Его осудили за распространение невероятных слухов о перемещении в пространстве на такое расстояние. Инквизиция была строга, и солдат был казнен. Но через некоторое время приплывшие из Манилы люди со всеми подробностями подтвердили рассказ часового. С 1620 по 1631 год послушница одного из монастырей в Испании Мария, неотлучно находясь в Европе, ухитрялась еще вести миссионерскую деятельность в Центральной Америке. Для этого она совершила многократные мгновенные перемещения (до 500 раз) через океан. Мария вела дневник, где описывала жизнь и быт индейцев. Ее рассказы вызывали недоверие окружающих. Но в 1631 году из Америки в монастырь вернулись святые отцы, в том числе и Алонсо де Бенавидес из Миссии Исолито в Нью-Мексико. Они подтвердили, что описание индейцев Марией дано правильно, да и сами индейцы рассказывали о визитах «госпожи в голубом» и показывали подаренные ею чаши, сделанные в Испании специально для монастыря, где жила послушница Мария. А вот свидетельства уже нашего времени. В 1968 году житель Аргентины Жераро Видал вместе с женой поехал на машине вслед за еще одной супружеской парой, ехавшей также на машине, в гости к общим знакомым. Расстояние было небольшим - 270 км от г.Часкомус до местечка Майцу. Вскоре ехавшие впереди супруги заметили, что автомобиль Видалов за ними не едет. Решив, что у тех случилась поломка, они вернулись, но ни своих друзей, ни их машины так и не нашли. И только через два дня пропавшие позвонили из Мехико, находившегося в 6400 км от места исчезновения. Они рассказали о том, что по дороге попали в полосу густого тумана и потеряли сознание. Через два часа они очнулись. Их машина казалась как бы обожженной паяльной лампой, стояла на незнакомой дороге, да еще и в другой стране. Схожий случай произошел с известным экстрасенсом Юрием Геллером. В ноябре 1983 года в Нью-Йорке он спешил домой, чтобы переодеться и пойти в гости к другу, живущему от него в 30 милях. Вдруг он обнаружил, что бежит не вперед, а как бы назад, поднимается в воздух, мчится по нему и влетает в окно своего друга, разорвав при этом сетку от комаров и разбив стол со стеклянной столешницей. С момента, когда Юрий побежал к своему дому, до момента приземления в куче стекла прошло 10 минут. Такой способ перемещения в пространстве называется телепортацией. Некоторые исследователи считают, что данные явления, возможно, имеют какую-то неизвестную физическую основу. Речь идет о пятом или шестом измерениях, якобы существовавших вне нашего мира. Возможно, в результате каких-то физических пертурбаций иногда открываются каналы, проходящие через эти измерения, люди случайно в них попадают, перемещаются по ним, исчезнув при этом для окружающих, и появляются в пункте выхода канала опять в наше измерение, но уже в другом месте. Так ли это? Подтвердить существование других измерений с помощью экспериментов не удалось. А возможно, причина и не в них. Отмечается одна любопытная закономерность. Перед случившимся все эти люди испытали жесточайшие стрессы. Над Апполинарием совершался суд, явно гибельный для него. Евстатий и Никон - в плену, грозившем смертью. Солдат стал свидетелем жестокого преступления. Супруги Видал попали в туман, а это наверняка автокатастрофа. Возможно, здесь играют роль какие-то психофизические явления, своего рода защитная реакция организма - исчезнуть с места вероятной гибели, переместившись в другое место. Возможности человеческого организма таят в себе еще много загадок. В случаях с Геллером и послушницей Марией объяснение возможно следующее. Религиозная экзальтация Марии и экстрасенсорные способности Геллера приводили к одним и тем же результатам. Очевидно, Мария очень хотела услужить Господу, а Геллер очень спешил в гости. Их психическая энергия была направлена на достижение поставленной цели, и они ее достигли. Очевидно, Мария, как и Геллер, обладала какими-то аномальными способностями. Сопоставив эти наблюдения, можно утверждать, что и бедолага-рыцарь Ливонского ордена где-то после 1326 года попал в стрессовую ситуацию, грозившую ему смертью. Вспомним, что обнаружен он был в доспехах, на боевом коне. Рыцарские доспехи весили много, и воины надевали их лишь перед боем, турниром или в иной небезопасной ситуации. Можем себе представить его, мчащегося во весь опор в схватке с врагами. Его нервное напряжение достигло кризисной величины, усугубила ситуацию какая-то деталь сражения, угрожавшая смертью. Вот тут и включился механизм защитной реакции его организма и перенес его из опасного места. Но попал он прямо в болото, да еще за десятки тысяч километров, на остров Пасхи. Супруги Видал и Ю.Геллер, подвергшиеся телепортации, некоторое время испытывали головокружение, боли в теле и даже временное беспамятсво. Очнувшись в трясине, воин, как бы находившийся еще в пылу боя, не мог сразу сориентироваться в новой обстановке и погиб, не ведая, что с ним случилось. Какой же большой должна быть сила психофизического напряжения человека, если он перемещался вместе с автомобилем или лошадью?! По-видимому, эта версия позволяет наиболее правдоподобно объяснить появление на знаменитом острове средневекового рыцаря. Факт телепортации рыцаря внесет, надо полагать, свою лепту в изучение этого явления. |
|
Тайна острова Пасхи и будущее цивилизации Автор: Сергей МОСЯКИН Имя эколога, зоолога, биогеографа и писателя Джерида Даймонда не нуждается в представлении. Его научно-популярные книги широко известны, а впервые опубликованная в 1997 г. книга «Ружья, микробы и сталь» стала настоящим международным бестселлером, получила Пулицеровскую премию в категории general non-fiction, престижную премию Рон-Пуленк и множество других отличий. «Ружья…» разошлись фантастическим для научной книги на Западе тиражом более чем в миллион экземпляров. В этой книге Дж. Даймонд попытался на основе концепции географического и экологического детерминизма ответить на вопрос, почему некоторые человеческие сообщества преуспели больше, чем другие. Иными словами, в чем на этапе зарождения цивилизаций (13 тысяч лет назад) заключались изначальные преимущества, проявившиеся в Европе и тех странах, которые вошли в «золотой миллиард». Произведение во многом спорное, но поразительно увлекательное и умное. Вышедшая в декабре прошлого года новая книга Даймонда «Коллапс» рассматривает судьбы погибших цивилизаций и обществ с точки зрения уроков для современного человечества. Основная идея автора: главная, во многих случаях определяющая причина социально-исторических катастроф прошлого — несбалансированное, неустойчивое развитие обществ на основе неконтролируемого потребления природных ресурсов, что приводит к экологическому, а потом и социально-экономическому коллапсу. Автор проводит параллели с современным состоянием мира и указывает на «болевые точки» в развитии человечества. Желательно было бы издать ее в украинском переводе и положить на стол всем, от кого зависит экологическая ситуация в Украине, социальное, экономическое и политическое развитие нашей страны. Надеемся, к этому вопросу мы еще вернемся на страницах «Зеркала недели». А пока что рассмотрим один поразительный пример из прошлого, на который обращает наше внимание Дж. Даймонд. Остров Пасхи (Рапа-Нуи) — уникальный клочок суши в юго-восточной части Тихого океана, самый удаленный от других населенных земель остров, расположенный к востоку от побережья ближайшего материка (Южной Америки) на 3200 км и удаленный от ближайших населенных островов на западе более чем на 2000 км. Площадь острова — всего 117 квадратных километров, протяженность с запада на восток 24 км и с севера на юг — 12 км. Древние островитяне прославили свой остров на весь мир — они высекли сотни гигантских каменных изваяний (моаи), воздвигнув их в разных частях острова, создали уникальную культуру, следы которой сохранились по сей день. Каменные великаны Рапа-Нуи и сейчас поражают воображение людей. Трудно найти грамотного человека, который бы не слыхал о загадках острова Пасхи. Естественно, вокруг Рапа-Нуи и его гигантских изваяний накопились огромные напластования фантастических гипотез, почти сказочных историй, неверных интерпретаций и прямых ошибок. Фантасты (а иногда даже и некоторые ученые) часто преувеличивали объемы и техническую сложность работ, выполненных древними ваятелями на острове Пасхи. Несомненно, статуи острова Пасхи вытесывались с применением исключительно инструментов каменного века, ибо металл на острове до появления европейцев был неизвестен. Более того, каменные блоки доставлялись без применения тягловых животных. Из одомашненных их видов на острове Пасхи до появления европейцев была известны лишь куры. Часто в популярной литературе можно встретить рассказы о том, что статуи высекались из прочнейшего камня с огромным удельным весом, чуть ли не из базальта или гранита, а сами статуи весили едва ли не сотни тонн. На самом деле почти все статуи изготовлены из довольно мягких и относительно легких вулканических туфов и туффитов, а «шапочки» для тих изготавливались из туфов и легкой пемзы. Некоторые виды пемзы в сухом виде держатся на плаву и тонут только после того, как поры в породе заполнятся водой. Эти породы достаточно легко поддаются обработке с помощью каменных рубил и ручных молотов из обсидиана (вулканического стекла), кремня и других твердых пород. Кстати, свойства материала для статуй и самих рубил позволяют рационально объяснить еще одну надуманную загадку: множество незаконченных статуй и огромное количество брошенных рубил обнаружены в главной каменоломне моаи — кратере Рано-Рараку. Большинство исследователей считали это свидетельством того, что древние каменотесы прервали свою работу внезапно, едва ли не в один день, и это могло быть вызвано только какой-то неожиданной природной или социальной катастрофой. На самом же деле брошенные в каменоломне рубила являются отработанными, использованными инструментами. Любой антрополог, археолог или этнограф, знакомый с технологиями каменного века, знает, что заточить затупившийся кремневый, обсидиановый или любой другой каменный инструмент — задача технически трудновыполнимая, да и вообще бессмысленная — при наличии подручных материалов гораздо проще несколькими отработанными ударами и сколами изготовить новое рубило. Поэтому затупившиеся рубила в каменоломнях острова просто выбрасывались за ненадобностью, а за столетия таких отработанных инструментов накопилось изрядно. Нашло рациональное объяснение и обилие незаконченных и не отделенных от материнской породы изваяний. В большинстве случаев это было вызвано чисто техническими причинами: в процессе высекания статуи в мягкой породе ваятели вдруг натыкались на более твердое вулканическое включение (ксенолит) — камень той же плотности и прочности, что и применяемые ими рубила. Разумеется, продолжать долбить этот камень было бессмысленно, и в таких случаях работа над данным изваянием просто прекращалась. Эксперимент, проведенный группой Тура Хейердала в 1955 г. с помощью островитян, убедительно показал, что транспортировка и водружение статуи при помощи мускульной силы людей с применением деревянных рычагов, катков и полозьев, веревок из растительного материала и камней, является технически сложной, но вполне осуществимой задачей. Интересующихся деталями отсылаем к любому изданию широко известной книги Т. Хейердала «Аку-Аку». Впрочем, еще задолго до Хейердала капитан Дж. Кук дал вполне рациональное объяснение процессу воздвижения статуй, которое в общем соответствует решению, предложенному более поздними исследователями. Недавние натурные эксперименты на острове Пасхи показали, что для изготовления стандартной статуи с помощью технологий каменного века «бригаде» из примерно 20 ваятелей необходимо работать приблизительно год. С ручной транспортировкой и установкой такой статуи вполне справляется группа из сотни (в особых случаях — нескольких сотен) человек. Таким образом, создание каменных монументов и других памятников культуры было по силам местному населению без помощи космических пришельцев или мифических «атлантов». Работа, конечно, трудоемкая, но вполне выполнимая. Весьма показательно, что при объяснении загадок острова Пасхи строгие научные факты и построенные на их основе концепции и теории оказались намного интереснее и поучительнее любых умозрительных фантазий, что, впрочем, часто случается в науке. Примерно в том же ключе следует рассматривать и другие загадки острова Пасхи. Одна из них — явное несоответствие реальной продуктивности экосистем острова гипотетическому количеству людей и их социально-экономической организации, которые были необходимы для того, чтобы на протяжении столетий высекать гигантские каменные изваяния. Разумеется, для планирования и проведения этих работ была необходима достаточно высокая организация и социальная структуризация общества. Уже первые европейцы, посетившие остров Пасхи — первооткрыватель голландец Якоб Роггевен (1722 г.), испанец Фелипе Гонсалес (1770 г.) и знаменитый англичанин Джеймс Кук (1774 г.), — отмечали несколько важных особенностей: крайне бедное и немногочисленное население (в пределах 1500—2000 жителей), полное отсутствие лесов и низкая продуктивность острова. Последующие исследователи добавили к этому множество других важных деталей. Из домашних животных — только куры. Наземные млекопитающие в фауне острова отсутствуют (за исключением случайно завезенных первопоселенцами-полинезийцами крыс). Нет даже летучих мышей. Местные наземные виды птиц отсутствуют, а гнездовые колонии морских птиц невелики. Нет местных видов крупных наземных моллюсков. Природная флора острова крайне бедна (менее сотни видов высших растений — в основном злаки, осоки и папоротники), в ней практически отсутствуют виды, пригодные в пищу. Остров безлесный, деревьев и кустарников практически нет. В качестве топлива островитяне использовали в основном сухую траву и мелкие ветки. Из-за отсутствия древесины местные жители не имели материала для постройки лодок и плотов и почти не занимались рыбной ловлей в океане. На острове не было постоянных водотоков (рек и ручьев), основной источник пресной воды — дождевая влага, накапливающаяся в лужах и в небольших озерах в кратерах вулканов. Как же могла эта кучка ведущих полуголодный и бедный образ жизни людей, презрев суровую борьбу за выживание на почти голом острове, заниматься возведением каменных платформ, высеканием гигантских статуй и прочими работами, требующими сложной организации труда и, соответственно, достаточно высокой социальной организации? Как могли эти «дикари» создать сложную и высокоразвитую культуру, систему верований и традиций, разработать уникальную и до сих пор не расшифрованную систему пиктографической или даже иероглифической письменности (знаменитые «говорящие таблички» кохау ронго-ронго)? Неудивительно, что для объяснения этого парадокса были предложены фантастические гипотезы вплоть до контактов с внеземными цивилизациями. Убедительные ответы на загадки острова Пасхи в последние десятилетия дали археология, палеонтология, палеопалинология (наука, реконструирующая растительный мир прошлого на основе исследования ископаемых пыльцы и спор растений), геология и другие естественные науки. Остров Пасхи не всегда был безлесным и пустынным. Палеоботанические данные свидетельствуют, что богатая экосистема острова сформировалась достаточно давно, по меньшей мере за 30 тысяч лет до появления на острове человека. В те времена, когда на его берега приблизительно в V—VI веках нашей эры высадились прибывшие с запада первые поселенцы-полинезийцы, остров Пасхи с биологической точки зрения был аналогом эдемского сада. Очевидно, группа первопоселенцев была небольшой (до 50 человек). Согласно легенде, они прибыли на двух двойных каноэ под предводительством вождя Хоту Матуа и имели с собой домашних кур (плюс завезенных случайно крыс), а также небольшой запас культурных растений. Это была одна из групп колонистов — представителей великого полинезийского народа мореплавателей, который колонизировал почти все острова Океании и за несколько тысячелетий расселился через огромные просторы Тихого и Индийского океанов — от Мадагаскара на западе до острова Пасхи на востоке и от Гавайских островов на севере до Новой Зеландии на юге. Флора острова была небогата, но разнообразна. Впрочем, небольшое количество местных видов флоры и фауны для таких удаленных океанических островов скорее правило, чем исключение. Однако вследствие этого островные экосистемы обычно довольно уязвимы и неустойчивы к внешним воздействиям. Тем не менее остров был покрыт густым субтропическим лесом, основной породой которого был ныне вымерший вид пальмы из рода юбея — близкий родственник ныне существующей южноамериканской винной пальмы. По некоторым данным, пальмы острова Пасхи были одни из самых высоких на Земле. Их плоды были съедобны; крепкие, толстые и высокие стволы давали прекрасный материал для постройки жилищ, пригодных для морских путешествий и океанской рыбной ловли каноэ и катамаранов. Очевидно, ровные стволы пальм использовались и при транспортировке и водружении гигантских статуй. Из сока пальмы можно было добывать сироп, изготавливать напитки и даже вино, листья использовались для изготовления одежды и как кровля жилищ. Другие виды деревьев и кустарников удачно дополняли лесную флору и удовлетворяли потребности людей. Например, прочная древесина дерева торомиро (эндемичный для острова Пасхи вид софоры из семейства бобовых, ныне вымерший в природе и сохранившийся только в нескольких ботанических садах) использовалась как прекрасное топливо, а также при изготовлении инструментов и сельскохозяйственных орудий, знаменитых пасхальских деревянных статуэток и табличек с письменами. Из коры и луба дерева хаухау (вид триумфеттии из семейства липовых) изготовляли прочные веревки и канаты, а также одежду из нетканой материи (тапа). Леса острова населяли различные виды пернатых (совы, цапли, попугаи и пастушковые птицы), в том числе и несколько видов эндемичных островных нелетающих птиц, которые и стали первой и самой легкой добычей людей. Гнездовые колонии как минимум 25 видов морских птиц на острове Пасхи в те времена, очевидно, насчитывали многие миллионы особей и были наибольшими во всей южной части Тихого океана. Вулканические породы и птичий помет поддерживали и повышали высокое плодородие почв, идеальных для земледелия. Лес задерживал влагу, предотвращал эрозию и поддерживал саморегулирующуюся экосистему острова. Попав в этот субтропический рай, маленькая группа первопоселенцев дала начало более значительному населению, которое в таких условиях процветало и создало уникальные общество и культуру острова Пасхи. По разным оценкам, в период наивысшего расцвета население острова достигало 15—20 тысяч человек. Относительное благополучие длилось несколько столетий, но первые тревожные сигналы проявились уже вскоре после начального периода роста населения. Ископаемая пыльца показала, что уничтожение лесов острова к 800 году нашей эры (всего через несколько столетий после первого появления на острове людей) уже шло полным ходом. Лес расчищался и выжигался для выращивания культурных растений, деревья вырубали на топливо, для постройки жилищ и лодок, для возведения каменных изваяний. Постепенно в более молодых слоях пыльца пальм и других лесных видов становится все более редкой и замещается пыльцой злаков, осоковых и спорами папоротников. Именно в это время население острова занималось наиболее широкомасштабными проектами изготовления гигантских каменных статуй. Очевидно, социальная и политическая структура пасхальского общества тогда достигла своего пика развития, и кланы соревновались между собой в возведении все более внушительных культовых объектов. К XV веку лес был фактически уничтожен, пальмы практически вымерли, как и многие виды животных. С уничтожением лесов легкие вулканические почвы острова перестали удерживать влагу. Почва потеряла свою защиту. Ручьи и источники исчезли, периодические дождевые потоки смывали плодородный слой почвы, ветер беспрепятственно сносил ее частицы в океан. Интересно, что именно к этому периоду относится гениальное изобретение островитян — «каменные сады» (раньше эти нагромождения камней считались одной из неразрешенных загадок острова). За неимением растительности для защиты своих полей и огородов пасхальцы укрывали почву вокруг культурных растений камнями, которые они сносили с окрестных вулканических равнин. Таким образом, уничтожение леса нанесло смертельный удар уязвимому земледелию островитян. А дальше последствия нарастали лавинообразно. Все дикие виды наземных птиц на острове были полностью истреблены, а небольшие колонии морских птиц остались лишь на близлежащих островках и отвесных скалах. Земледелие пришло в упадок. Не стало топлива для приготовления пищи и обогрева жилищ. С начала XVII века и примерно до середины XVIII века на острове бушевали междоусобные войны и свирепствовал голод. Об этом свидетельствуют многочисленные наконечники дротиков и каменные ножи, а также жуткие археологические остатки трапез каннибалов. По дошедшим до нас легендам, самое обидное «матерное» оскорбление на острове Пасхи звучало так: «Мясо твоей матери у меня в зубах!» Население сократилось примерно в 10 раз, с полутора-двух десятков тысяч до примерно полутора тысяч. Дальнейшая история известна: первые европейские путешественники обнаружили на острове разрушающиеся культовые сооружения, поваленные статуи и прочие остатки былой цивилизации, немногочисленное голодное, отчаявшееся и дезорганизованное население, голые безлесные склоны и крайне бедный растительный и животный мир… * * * Ресурсы человечества — это не только и не столько лес и пальмы. И наш остров теперь — вся планета Земля. Наши экологические проблемы несопоставимы по масштабам с проблемами древних пасхальцев. Но сопоставимы по сути. Игнорирование этих проблем может привести к аналогичному результату. И от нас всех зависит, изберем ли мы путь сбалансированного устойчивого развития или пойдем по другому пути… По пути острова Пасхи?
|
Остров Пасхи Остров Пасхи - это крошечный клочок суши на краю мира. Все, что связано с этим местом, окутано тайной. Откуда прибыли люди, населяющие остров с незапамятных времен? Как они вообще обнаружили этот островок? Какой народ и зачем изваял сотни гигантских каменных статуй? Определенных ответов на эти и другие вопросы пока нет. Название острова. Свое необычное название этот остров получил совсем неслучайно: голландские моряки вступили на его землю в первый день пасхальной недели 1722 года. Другие названия этого острова - Рапа-Нуи (Rapa Nui) - Большое Весло, а также Те-Пито-о-Те-Хенуа - Пуп Вселенной, Мата-Ки-Те-Ранге-Око, Глядящее в Небо. Географические и климатические особенности. Остров Пасхи расположен в восточной части Тихого океана. Он имеет форму треугольника со сторонами 16, 18 и 24 километра. Остров вулканического происхождения. На нем 70 кратеров потухших вулканов, наиболее крупные расположены в углах "треугольника". В центре острова - пустыня. Площадь острова - 165,5 км2, из которых - 20 км2 находится в пользовании островитян, 40 км2 - в ведении государственной Национальной лесной корпорации (CORFO), остальная земля принадлежит Национальному парку. Самая высокая точка - гора Маунга Теревака высотой 539 метров над уровнем моря (на самом деле общая высота горы - более 3 500 м, однако 3 000 м скрыто под водой). Остров Пасхи считается самым отдаленным островом: до побережья Чили - около 3 500 км, до ближайшего острова - более 2 000 км. На острове нет ни одного дерева, он покрыт редкой травой. На острове нет ни рек, ни ручьев; дождевая вода скапливается в трех небольших озерах, образовавшихся в кратерах вулканов. Население. В настоящее время население острова составляет около 2 000 человек. Среди местных жителей есть представители трех разных рас: чернокожие, краснокожие и белые люди.В одном из путеводителей дана такая характеристика типичных пасхальцев: высокие, плотного телосложения, многие с татуировками, любят курение, употребляют пиво и крепкие спиртные напитки. Очень улыбчивы, не прочь пококетничать и польстить, говорят на рапануи, английском и испанском. Откуда прибыли первые обитатели острова - это одна из загадок. Древняя культура погибла прежде, чем ее хоть в какой-то мере успели зафиксировать европейцы. Не осталось ни потомков тех, кто изначально жил на острове, ни тех переселенцев, которые прибыли на остров около 400 г. н.э. Предания говорят о таинственной земле Хива, прародине островитян, оставшейся за океаном. Но где эта земля - на востоке или на западе? В Америке или Полинезии? По другой более фантастической версии - островитяне - это потомки представителей более развитого народа ("пасифидианцев"), которые оказались на этом острове, спасаясь от природных катаклизмов. В настоящее время основной вид деятельности местного населения - рыболовство, овцеводство. Многие островитяне посвящают свое время исследованию местной энергетики или некоей духовной силы, которая, как они утверждают, излучают статуи и даже сам остров. Может быть, поэтому многие иностранцы, прибыв на остров, находят на нем душевный покой, энергию и такую полноту счастья, которого никогда раньше не испытывали. Климат. Остров Пасхи расположен в субтропиках, поэтому курортный сезон продолжается здесь практически круглый год. Среднегодовая температура - +21°C. В июле и августе температура минимальная, достигает 17.8°С ; самый теплый месяц февраль с температурой 23.7°С Теплый и сухой период длится с ноября по апрель. Сезона дождей нет. На острове великолепные песчаные пляжи. Города. Единственный населенный пункт острова - город Ханга-Роа. В Ханга-Роа построены современные отели, есть интернет-центр, налажен прием программ Национального телевидения. Здесь же находится аэропорт. Загадки острова Пасхи. Остров Пасхи полон загадок. Повсюду на острове можно увидеть входы в пещеры, каменные площадки, желобчатые аллеи, ведущие прямо в океан, огромные статуи, знаки на камнях. Одной из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей, остаются совершенно уникальные каменные статуи - моаи. Это каменные истуканы самых разных размеров - от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн. С этих каменных статуй началась слава острова. Было совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и "диким" населением. Кто вытесал их, приволок на берег, водрузил на специально сделанные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами? Статуи имеют чрезвычайно странный вид - у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах "шапки" из красного камня. К какому человеческому племени принадлежали те, чьи портреты остались на острове в виде моаи? Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные как бы в гримасе насмешки и презрения. Глубокие выемки под надбровными дугами, большой лоб - кто они? На некоторых статуях - высеченные в камне ожерелья, или татуировка, нанесенная резцом. Лицо одного из каменных гигантов испещрено дырочками. Быть может в древние времена жившие на острове мудрецы, изучавшие движение небесных светил, татуировали лица картой звездного неба? Глаза статуй смотрят в небо. В небо - такое же, как и тогда, когда столетия назад, для приплывших из-за горизонта открылась новая родина? В прежние времена островитяне были убеждены, что моаи охраняют их землю и их самих от злых духов. Все стоящие моаи повернуты лицом к острову. Непостижимые, как время, они погружены в молчание. Это таинственные символы ушедшей цивилизации. Известно, что скульптуры выкались из вулканической лавы на одной из оконечностей острова, а затем готовые фигуры переносились по трем главным дорогам к местам церемониальных постаментов - аху - разбросанных вдоль береговой линии. Длина самого большого ныне разрушенного аху составляла 160 м, а на его центральной платформе длиной около 45 м располагалось 15 статуй. Подавляющее большинство статуй лежат незаконченные в каменоломнях или вдоль древних дорог. Некоторые из них застыли в глубине кратера вулкана Рано-Рараку, некоторые выходят за гребень вулкана и словно направляются к океану. Все как будто остановилось в один момент, охваченное вихрем неизвестного катаклизма. Почему скульпторы внезапно прекратили свою работу? Все оставлено на месте - и каменные топоры, и незаконченные статуи, и каменные гиганты, словно застывшие на пути в своем движении, как будто люди просто на минуту оставили свою работу да так и не смогли вернуться к ней. Некоторые статуи, прежде установленные на каменных площадках, повалены и расколоты. То же относится и к каменным платформам - аху. Конструирование аху требовало не меньше усилий и искусства, чем создание самих статуй. Требовалось сделать блоки и из них сложить ровный пьедестал. Плотность, с которой кирпичи прилегают друг к другу поражает. Для чего сооружались первые axу (их возраст порядка 700-800 лет), до сих пор неясно. В последующем их нередко использовали как места погребений и увековечивания памяти вождей. | Раскопки, проведенные на нескольких участках древних дорог, по которым, предположительно, островитяне переносили многотонные статуи (иногда на расстояние более 20 километров), показали, что все дороги явно обходят плоские участки. Сами дороги представляют собой ложбины V или U-образной формы шириной около 3,5 метров. На некоторых участках присутствуют длинные соединительные фрагменты, по форме напоминающие бордюрный камень. В некоторых местах отчетливо видны столбы, вкопанные за пределами бордюров, - возможно, они служили опорой некому приспособлению вроде рычага. Точной даты строительства этих дорог ученые пока не установили, однако по предположениям исследователей процесс перемещения статуй был закончен на острове Пасхи примерно к 1500 году до н.э. Еще одна загадка: простые расчеты показывают, что за сотни лет небольшое население не смогло бы вытесать, перевезти и установить даже половину имеющихся статуй. На острове были найдены древние деревянные таблички с вырезанными письменами. Большая часть их была утрачена во время покорения острова европейцами. Но некоторые таблички сохранились. Письмена шли слева направо, а потом в обратном порядке - справа налево. Расшифровать начертанные на них знаки долго не удавалось. И только в начале 1996 года в Москве было объявлено о том, что все 4 сохранившиеся текстовые дощечки расшифрованы Любопытно, что в языке островитян есть слово, обозначающее медленное передвижение без помощи ног. Левитация? Не использовался ли этот фантастический способ при транспортировке и установке моаи? И еще одна загадка. На старых картах около острова Пасхи изображены другие территории. Устные предания повествуют о медленном опускании земли под воду. Другие легенды рассказывают о катастрофах: об огненном посохе бога Увоке, расколовшем землю. А не могли ли здесь существовать в древние времена более крупные острова или даже целый материк с высокоразвитой культурой и техникой? Для него даже придумали красивое название Пасифида. Некоторые ученые предполагают, что до сих пор существует некий клан (орден) пасхальцев, который сохраняет секреты предков и скрывает их от непосвященных в древние знания. Туризм. До острова Пасхи можно добраться двумя способами: - на туристической яхте (иногда на остров Пасхи заходят круизные суда) или самостоятельно на яхте
- самолетом авиакомпании ЛАН-Чили Сантьяго-Таити, которая является монополистом полетов на остров Пасхи. Путешествие продлится около пяти часов.
Ежегодно остров Пасхи посещает более 20 тысяч туристов и, в основном, это люди состоятельные, т.к. авиабилеты до острова никогда не отличались дешевизной. Отправление - круглый год, в зависимости от наличия билетов на самолет. На острове великолепные песчаные пляжи. Песок розового цвета. Вода в океане теплая (температура круглый год - 25-27оС). Остановиться и жить можно как в отдельных домиках, так и в комфортабельных отелях. С первых же шагов на острове убеждаешься в том, что языческие статуи являются знаковым элементом островной жизни. Их насчитывается более 1000, и основные туристические маршруты проложены так, чтобы турист смог увидеть всех уцелевших моаи и аху. Что можно посмотреть на острове: - Ahu Vinapu - храм, в котором скульптуры похожи на каменные работы инков - доказательство того, что первыми жителями на острове были люди из Южной Америки.
- Rano Kau - вулкан - одно из самых интересных зрелищ на острове Пасхи.
- г. Orongo - дома, сделанные из мягкого камня, были отреставрированы, а скала, которая окружает город, осталась нетронутой. На ней вырезаны изображения людей-птиц (Tangata Manu, Tha Manu Tara, Makemake).
- Ahu Tahai - крепость, восстановленная в конце 60-х американским археологом Вильямом Муллоу. Этот храм 7 века - самое старое архитектурное сооружение на острове, в котором представлены 3 различных типа могильных плит (ahu):
- Ahu Ko Te Riky (огромная статуя весом 20 тонн с символическим камнем на голове, 690 г. н.э.),
- Ahu Vai Uki (группа из 5-ти статуй)
- Ahu Tahai.
- Rano Raraku - каменоломня, в которой все статуи вырезаны из мягкого вулканического туфа. Высота многих скульптур достигает 6м и весят они несколько тонн. Умерших членов семьи обычно укладывали в склеп под статуей.
- Ahu Akahanga - плита, которая представляет собой длинную каменную колонну с 4-мя упавшими статуями, место, которое согласно легенде является могилой 1-го короля острова Hoto Matua.
- Ahu Tongariki - самая большая могильная плита, когда-либо построенная на острове, была разрушена цунами в 1960 г, затем вновь восстановлена и сейчас все 15 статуй стоят вместе в ряд.
- Anakena Beach - в этом месте организуются пикники для туристов, по преданию именно здесь впервые сошел на берег первый король острова Hoto Matua.
| Организация туристического обслуживания на острове выше всяких похвал. Можно знакомятся с островом в сопровождении персонального гида, но можно путешествовать небольшими группами по 10-15 человек на современных микроавтобусах. Если Вы предпочитаете осматривать индивидуально или с двумя - тремя друзьями, то лучше взять напрокат "джип". Вам предложат "Судзуки" - "Самурай" или "Витару" за 75 долларов в сутки вместе с бензином. Заблудиться на острове невозможно - здесь всего две дороги. Преимущество этого варианта в том, что Вы будете чувствовать себя первооткрывателями. Если же Вы предпочитаете организованный туризм, то можно принять участие в экскурсии. Она стоит 35 долларов с человека, и Вас будут возить по тем же самым местам, но еще расскажут об истории острова. Итак, если вам нужно отдохнуть от суеты и обыденности, незабываемо провести отпуск вдали от войн и конфликтов, почувствовать себя по настоящему первооткрывателем, добро пожаловать на остров Пасхи - крошечный остров на краю света, затерянный в океане, последнее белое пятно на нашей планете. В начало | | | © 2003-2004 MarProCo webmaster |
Остров Пасхи известен миру главным образом благодаря моаи, огромным каменным идолам. Кто их воздвиг и зачем - неизвестно. Но есть у острова ещё одна интригующая загадка - это древняя письменность кохау ронго-ронго. Знаки, выгравированные на гладкой поверхности дощечек, - крылатые люди, странные двуногие существа, лодки, лягушки, спирали и многое другое - вызывает удивление учёных. Две дощечки из Кунсткамеры Текст начинается в нижнем левом углу дощечки, и знаки идут сплошной чередой слева направо. Дойдя до конца дощечки, резчик переворачивал ее вверх ногами и продолжал вырезать знаки - также слева направо. Такая система записи называется перевернутый бустрофедон. Сейчас в музеях мира сохранилось 25 дощечек, их фрагментов, а также каменных фигурок, испещренных такими же таинственными знаками. в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) хранятся две такие дощечки. Первую Н.Н. Миклухо-Маклай получил в подарок от епископа Тепано Жоссана в июле 1871 года, когда русский корабль "Витязь" находился у берегов Таити. Ученые по сей день ведут споры о сути этого загадочного письма. Древний уникальный язык В Пасхальное воскресенье 1722 года голландский мореплаватель Якоб Роггеаен высадился на небольшой остров, И затем в течение 48 лет этот клочок суши, расположенный в Тихом океане на расстоянии 2200 миль от побережья Южной Америки, не посещал ни один европеец. В1770 году к берегам острова подошли два корабля - "Сан Лоренцо" и "Санта Розалия" под командованием Фелипе Гонсалеса де Аэдо. Заброшенный клочок земли решили присоединить к владениям испанской короны. Когда же был составлен акт о присоединении острова (поначалу он именовался Сан-Карлос, в честь короля Испании) вожди местных племен подтекстом, подписанным капитаном Гонсалесом, поставили и свои подписи. Они тщательно вывели на бумаге какие-то странные знаки. Такие же затейливые, как татуировки на их телах или как рисунка на прибрежных скалах. Значит, на острове существовала письменность?! Испанцы составили маленький словарь местного языка. И когда спустя годы этот словарь попал в руки ученых, те, к своему великому удивлению, обнаружили, что многих слов, записанных испанцами, не было ни в одном из полинезийских диалектов. Значит, существовал какой-то особый древний язык, на котором много веков назад говорили обитатели острова! Необъяснимое исчезновение В 1864 году французский миссионер Эжен Эйро сообщал в одном из своих писем на родину: "Во всех домах острова можно найти деревянные дощечки, покрытые разного рода иероглифическими знаками, которые туземцы вырезают при помощи острых камней. Это, как правило, изображения животных, неизвестных на острове..." И вот загадка: Эйро писал, что дощечки можно найти в каждом доме, а через несколько лет они почти полностью исчезли, словно испарились... Епископ острова Таити, Тепано Жоссан, велел отыскать все сохранившиеся дощечки, - ведь это был образец первой письменности на островах Океании. Увенчались ли поиски успехом - неизвестно. Миссионеры, которые пришли вслед за Эженом Эйро на остров Пасхи, нашли только пять дощечек. Но пасхапыцы, даже самые старые, уже не могли объяснить смысл хотя бы одного знака, не говоря уже о том, чтобы прочитать весь текст. В наше время усилия поисковых экспедиций время от времени увенчиваются успехом, и ученые становятся счастливыми обладателями уникальных дощечек. Судя по состоянию дерева, на котором вырезали знаки, период письменности на острове был долгим. Некоторые дощечки оказываются настолько древними, что могут рассыпаться от прикосновения, другие же выглядят довольно новыми, а некоторые явно изготовлены из обломков весла европейской шлюпки. Но может быть, в близкие к нам времена островитяне просто копировали древние письмена, не понимая их значения? Внезапная смерть оборвала работу В 1870 году абориген по имени Меторо Тау а Уре попытался прочесть для епископа Жоссана несколько текстов, называя объекты, изображенные знаками, но общий смысл написанного раскрыть так и не удалось. А что если пасхальцы хранили священное знание в абсолютной тайне? С марта 1914 по август 1915 года на острове работала английская экспедиция под руководством миссис Кэтрин Скорсби Раутледж. Кто-то сообщил ей, что в деревне живет старик по имени Томеника, который читает тексты на дощечках и раже сам умеет их писать! Кэтрин немедленно отправилась в деревню. В знак уважения к гостье Томеника написал несколько знаков, но посвятить чужеземку в тайну ронго-ронго не захотел. Он лишь сказал, что предки покарают каждого, кто раскроет бледнолицым секрет письма. Странно, но Кэтрин Раутледж едва успела опубликовать свой дневник, как внезапная смерть оборвала работу этой молодой женщины. Материалы экспедиции оказались затерянными... Через сорок лет после кончины старого Томеники чилийский ученый Хорхе Сильва Оливарес познакомился с его внуком, Педро Пате, который, проникнувшись доверием к Хорхе, передал ему словарь ронго-ронго. Педро получил словарь в наследство от своего деда, который составил его приблизительно 65 лет назад, желая обучать древнему языку молодое поколение островитян. Оливаресу удалось сфотографировать тетрадь со словами древнего языка, но, как пишет он сам, "катушка с пленкой оказалась не то утерянной, не то похищенной. Исчезла и сама тетрадь". Загадочная тетрадь В 1956 году Тур Хейердал посетил на острове Пасхи одну хижину. Хозяин хижины, Эстебан Атана, сказал путешественнику, что у него есть тетрадь, исписанная его дедом, который знал секрет кохау ронго-ронго. В этой тетради дед изобразил все знаки древнего письма острова Пасхи и рядом латинскими буквами записал их значение. Но когда исследователь попытался рассмотреть тетрадь, Эстебан сразу же ее спрятал. Вскоре после этой встречи Эстебан Атан отплыл в маленькой самодельной лодке к острову Таити. Очевидцы говорили, что мужчина прихватил тетрадь с собой. Больше о нем никто не слышал. Судьба тетради осталась неизвестной. Поразительное сходство Ученые не раз анализировали письменность острова Пасхи, пытаясь расшифровать таинственные знаки. В свое время миссионеры обратили внимание на сходство письменности острова Пасхи с иероглификой Древнего Египта. Более того, оказывается 175 значков кохау ронго-ронго полностью совпадают по написанию с иероглифами Индостана. А в 1951 году австрийский археолог Роберт Хайне Тельдерн установил сходство кохау ронго-ронго с древнекитайским рисуночным письмом. Американские и немецкие ученые считают, что в Полинезии когда-то существовала письменность, но она была утрачена и только чудом сохранилась на острове Пасхи. "Говорящие дощечки" На протяжении многих лет ученые пытались дешифровать загадочные знаки. Но окончательно понять их смысл не удавалось. В 1994 году И.К. Федорова (ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) подобрала ключ к шифру. Так о чем же поведали дощечки острова Пасхи, или Рапануи (так звучит на языке полинезийцев название этого острова). Когда леса на острове были уничтожены, единственным источником пищи стал не улов рыбака, а хороший урожай. Перед тем как начать распахивать землю и сажать в нее корнеплоды, люди проводили специальные магические ритуалы с обязательными песнопениями, обращенными к духам предков. Таким образом, по их мнению, они задабривали духов, которые должны были позаботиться о благоприятной для землепашцев погоде и богатом урожае. Магические земледельческие песнопения записывались на таблички для будущих поколений. Именно поэтому дощечки, покрытые значками, бережно хранились в домах островитян, а также в пещерах, на стенах которых были изображены духи. Секрет таинственных знаков был известен только местным жителям. В настоящее время исследования письменности острова Пасхи продолжаются. Возможно, ученым еще удастся разгадать загадки этого таинственного острова, затерянного в Тихом океане, острова, который местные жители называют центром мира.
|